Стратегический резерв

Понедельник, 12 Мар 2018

К 2023 году Украина должна создать минимальный резерв нефти и нефтепродуктов. О предпосылках, перспективах и проблематике вопроса стратегического планирования запасов топлива расскажет эксперт рынка нефтепродуктов — Дмитрий Кулик Президент Нефтегазовой Ассоциация Украины.

Во многих европейских странах уже сформированы 90 дневные запасы нефти и нефтепродуктов — это обязательное условие, продиктованное правилами International Energy Agency и Директивой 2009/119/ЕС. Практически все страны Евросоюза в том или ином виде хранят стратегические запасы нефти, бензина и дизеля, а Польша, Португалия, Болгария, Испания, Италия и Греция формирует еще и запасы сжиженного газа. Объемы необходимых запасов создаются из расчета 90 дней среднесуточного потребления топлива транспортным, бытовым, промышленным и другими секторами.

Украина к 2023 году также должна сформировать минимальный запас нефти и нефтепродуктов (МЗНН).

Зачем?

Директива ЕС говорит о том, что МЗНН необходим на случай чрезвычайных ситуаций на нефтяном рынке. В случае каких-либо обрывов предложений по рынку, дисбалансов между предложением и спросом, чрезвычайных ситуациях во избежание топливного коллапса нужно иметь стабилизационный запас: либо на 61 день среднесуточного потребления, либо на 90 дней среднесуточного чистого импорта.

Когда?

Подписывая в 2014 году документы по ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя обязательства по созданию минимальных запасов нефти и нефтепродуктов. К этому ее обязуют договор об основании Энергетического Сообщества, который является частью политики Евросоюза в отношении экспортного законодательства, и директива 2009/119/ЕС. В соответствие с этими документами, все страны ЕС, Украина в том числе, должны сформировать МЗНН до 2023 года.

Однако, не стоит обнадеживаться таким отдаленным сроком. Ориентировочная стоимость подготовки инфраструктуры составляет приблизительно 200 млн. гр-н в год, 500 млн. гр-н в год уходит на формирование самого стратегического запаса, и еще 300 млн. гр-н приходится на хранение и обновление резерва. Наши соседи, Венгрия и Румыния, потратили на создание своих топливных запасов 4 и 5 лет.

Украина уже 15 лет пытается сформировать свои минимальные запасы нефтепродуктов, по этому поводу уже издано 3 Указа Президента Украины, и ни один из до настоящего времени не был реализован.

Из чего будет состоять МЗНН?

На сегодняшний день ситуация на рынке нефтепереработки Украины такова, что быстро, качественно и без лишних затрат переработать нефть в конечный продукт не получится. В Украине работает только один нефтеперерабатывающий завод — Кременчугский НПЗ. Создавать запасы нефти, учитывая, что перерабатывать ее можно на одном лишь НПЗ — неоправданный риск. Поэтому запасы в большей части будут состоять из нефтепродуктов: дизтоплива, бензина, авиатоплива.

Что уже сделано?

21 июня 2017 года Кабинет Министров Украины вновь поднял вопрос создания стабилизационного резерва, во исполнение которого разработан проект постановления «Об утверждении модели формирования минимальных запасов нефти и нефтепродуктов в Украине». А осенью 2017года украинская модель формирования минимальных запасов даже была одобрена экспертами Энергетического Сообщества в Украине. Однако, после детального анализа проекта акта можно утверждать, что данный проект имеет декларативный характер и не сможет послужить базой для дальнейшей разработки законодательных актов по созданию и функционированию государственной системы минимальных запасов нефти и нефтепродуктов.

Что не так?

Во-первых, основой создания таких запасов является определение источников их финансирования. В проекте акта говорится: «Расходы на накопление запасов нефти и нефтепродуктов покрываются за счет взимания платы с участников рынка (производители, импортеры и т.д.) за объемы, проданные на внутреннем рынке». Общие затраты на создание запасов в течение пяти лет, согласно пояснительной записке, ожидаются в объеме 1 млрд. 414 720 000. Долл. США. Если на производителей и импортеров полагается обеспечение формирования и поддержания 30% от общего объема МЗНН, то их доля расходов в указанном периоде составит 425 млн. долл. США, что по нынешнему курсу около 12 100 000 000 гр-н. При таких затратах на создание МЗНН часть участников рынка прекратит свою деятельность, а конкурентная ситуация на рынке ухудшится, так как легальный бизнес будет нести эти расходы, а «черный» — нет.

Во-вторых, определение источников затрат на МЗНН в проекте акта является бессмысленным! Что такое «взимание платы с участников рынка за объемы, проданные на внутреннем рынке»? Это следует трактовать, как дополнительный налог? Что, кстати, запрещено действующим законодательством. В действующем законодательном поле государства не существует иного способа финансирования МЗНН, как выделение на эту потребность доли акцизного налога.

В-третьих, вызывает удивление позиция авторов проекта акта, что документ (на их взгляд) не является регуляторным актом и не требует общественного обсуждения. В случае утверждения такого акта, его влияние на десятки миллионов потребителей нефтепродуктов и на компании, которые реализуют этим потребителям нефтепродукты, будет очень большим из-за значительного повышения стоимости реализуемой продукции.

Что нужно сделать?

В проекте модели МЗНН необходимо четко определить источник финансирования создания и функционирования запасов, а именно — фиксированная доля акцизного налога из всего объема нефтепродуктов реализуется на внутреннем рынке страны, которая будет направляться для МЗНН. Такой источник финансирования необходимо определить в проекте акта, а не в обосновании необходимости принятия акта, представленного в пояснительной записке к нему (в случае принятия проекта постановления пояснительная записка к нему не является нормативно-правовым актом).

Закупка нефти и нефтепродуктов для запасов должна осуществляется на формульной основе с привязкой к котировкам мировых агентств с возможным использованием финансирования через долгосрочные займы от международных финансовых организаций на пропорциональной основе (государство и участники рынка), стоимость их хранения, обновления и реализация формируется на рыночных условиях.

Проект постановления «Об утверждении модели формирования минимальных запасов нефти и нефтепродуктов в Украине» необходимо выносить на рассмотрение Государственной регуляторной службы.

При условии выбора акциза, как источника финансирования, участники Нефтегазовой Ассоциации Украины, будучи представителями ответственного и цивилизованного бизнеса, готовы поддержать создание минимального запаса нефти и нефтепродуктов, в том числе, предоставив на рыночных условиях свою инфраструктуру и взяв на себя реализацию части задач.

Дмитрий Кулик «В проекте модели минимальных запасов нефти и нефтепродуктов необходимо четко определить источник финансирования создания и функционирования запасов, а именно — фиксированная доля акцизного налога из всего объема нефтепродуктов реализуется на внутреннем рынке страны, которая будет направляться для МЗНН. Такой источник финансирования необходимо определить в проекте акта, а не в обосновании необходимости принятия акта, представленного в пояснительной записке к нему (в случае принятия проекта постановления пояснительная записка к нему не является нормативно-правовым актом).

Закупка нефти и нефтепродуктов для запасов должна осуществляется на формульной основе с привязкой к котировкам мировых агентств с возможным использованием финансирования через долгосрочные займы от международных финансовых организаций на пропорциональной основе (государство и участники рынка), стоимость их хранения, обновления и реализация формируется на рыночных условиях.

добавьте свой комментарий