Президент Петр Порошенко подписал закон, направленный на борьбу с теневым рынком нефтепродуктов

Понедельник, 10 Дек 2018

10 декабря 2018 г. Президент Украины Петр Порошенко подписал бюджетообразующий закон №9260 об изменениях в Налоговый кодекс. Соответствующее решение поддержали 236 народных депутатов. Информация об этом содержится в карточке законопроекта на сайте Верховной Рады.

Закон предусматривает, в частности запуск инициированных Нефтегазовой Ассоциацией Украины, системных изменений в Налоговый кодекс и другие законодательные акты направлены на искоренение теневого сегмента с рынка.

На главные вопросы о составляющих комплексных мер борьбы с нелегальным оборотом топлива, которые вступят в силу в следующем году, рассказывает Президент НАУ Неля Привалова.

Какими были предпосылки введения?

В Украине с нарушениями работают, по меньшей мере, 1500 заправок. Объем реализации топлива через заправочные пункты, которые работают без разрешительных документов, в месяц составляет около 40 тыс. т. Теневой рынок, в частности в сегменте ДТ составляет 20%, а сжиженного газа — 30-50% в зависимости от региона. Прогнозные потери государственного и местных бюджетов в 2018 году составят около 10 млрд. грн.

Нелегальные точки продаж размещаются и эксплуатируются без надлежащего оформления землепользования, без разрешений на эксплуатацию объектов повышенной опасности; реализуют топливо без применения РРО, работаю без оформления трудовых отношений с работниками и искажают добросовестной конкуренции на рынке.

Почему так произошло?

Основными факторами существования такой критической ситуации на рынке топлива стали длительное отсутствие системных мер по противодействию нелегальным АЗС со стороны органов власти и отсутствие контроля за соответствием фактического и документального оборота топлива.

В Украине действует множество схем, которые помогают недобросовестным продавцам уклоняться от уплаты налогов. Ведение деятельности по таким схемам подразумевает, что топливо продается отдельно от документов на него. По отчетности топливо проходит как проданное оптом юридическим лицам, но фактически оно реализуется в рознице за наличные — через АЗС, АГЗС, АГЗП без применения РРО. Выходом из этой ситуации станет введение с 1 июля 2019 лицензирования деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговли топливом, запуск новой системы контроля за фактическим оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием уровнемеров и расходомеров и модернизация существующей СЭАРТ.

Какие инструменты ликвидации нелегального рынка будут введены?

Запуск в 2019 — 2020 годах системных комплексных мер контроля за оборотом горючего в стране, а именно:

• Введение с 1 июля 2019 лицензирования деятельности по производству, хранению, оптовой и розничной торговли топливом;

• Модернизация с 1 июля 2019 СЭАРТ с переходом на учет топлива по акцизным складам;

• Поэтапное введение системы контроля за оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием уровнемеров и расходомеров-счетчиков;

• Контроль за целевым использованием топлива, предназначенного для авиационного транспорта.

Кто подпадает под лицензирование?

Под лицензирование подпадают субъекты хозяйствования, которые являются владельцами или пользователями мест, где они осуществляют деятельность по производству, хранению топлива (собственного или полученного на хранение от других лиц), оптовой и розничной торговли топливом. Также лицензирования нужно субъектам хозяйствования, которые осуществляют оптовую торговлю топливом без наличия у них соответствующих торговых точек.

Кому не нужна лицензия на хранение горючего?

Экономить топливо без получения лицензий имеют право бюджетные и коммунальные предприятия; предприятия системы государственного резерва и предприятия, которые хранят топливо, потребляется для собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и которое не реализуется из-за места розничной торговли.

Кто и на какой срок выдает лицензию?

Лицензии будет выдавать ДФС сроком на 5 лет, а реестр лицензиатов будет размещаться на сайте ДФС в свободном доступе с указанием всех мест торговли.

Что для этого нужно?

Для получения лицензии кроме заявления и подтверждения оплаты ее стоимости представляются:

• документы на право собственности или пользования на земельный участок, действующие на дату подачи заявления и / или на дату введения такого объекта, расположенного на таком участке, в эксплуатацию и целевое назначение которой соответствует заявленной деятельности;

• акт ввода в эксплуатацию объекта или другой аналогичный документ (до 2022 года на объекты, введенные в эксплуатацию до 2014 года — документ на право власти на объект);

• разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности;

• документ, подтверждающий аккредитацию испытательной лаборатории по определению показателей качества топлива, выданный уполномоченным органом (для производства);

• технологическая документация (стандарты, регламенты, технологические инструкции), которая касается производства и хранения топлива (для производства);

• технические условия для производства горючего заданного качества, которые должны соответствовать требованиям технических регламентов и национальным стандартам по качеству топлива (для производства).

Надо отметить, что копии таких документов не представляются в случае их наличия в открытых государственных реестрах, если реквизиты таких документов и названия соответствующих реестров говорится в заявлении на выдачу лицензии.

Какие еще особенности есть в лицензировании?

Хранение топлива можно осуществлять в местах производства, оптовой или розничной торговли горючим, на которые получены лицензии на производство, оптовую или розничную торговлю соответственно, без получения отдельных лицензий на хранение.

Импорт и экспорт топлива осуществляется при наличии лицензии на право производства, оптовой или розничной торговли.

Где можно получить информацию о тех, кто получил лицензии?

После выдачи, приостановления или аннулирования лицензии ДФС вносит соответствующие сведения в Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего. Это делается не позднее следующего рабочего дня со дня выдачи, приостановления или аннулирования лицензии, соответственно.

Реестр размещается на сайте ДФС в свободном доступе и содержит данные о лицензиатов, места производства, хранения, оптовой, розничной торговли горючим, а также дату выдачи / приостановлении / аннулировании и срок действия лицензии.

Сколько будет стоить получение лицензии?

Получение лицензии не будет обременительным для бизнеса. Стоимость годовой платы будет составлять 780 гр-н -за производство или хранение горючего; 2 тыс. гр-н -стоить лицензия на каждое место розничной торговли горючим, и 5 тыс. гр-н- за каждое оптовое; при отсутствии у лицензиата мест оптовой торговли горючим, стоимость составит 10 тыс. гр-н.

А вот работа без лицензии предусматривает штрафы в размере от 250 тыс. до 1 млн. гр-н в зависимости от вида деятельности.

Как будут использоваться расходомеры и уровнемеры в системах контроля?

Установка расходомеров-счетчиков и уровнемеров и передача данных с них в ДФС нужны с целью построения комплексной системы контроля за фактическим оборотом и остатками горючего на НПЗ, нефтебазах и заправках. Показатели системы контроля за фактическим оборотом и остатками горючего на акцизных складах будут сопоставляться с показателями модернизированной СЄАРТ, что позволит в автоматическом режиме выявлять неучтенные объемы топлива, из которого уплачены налоги.

Кто и где должен их устанавливать?

Расходомеры-счетчики и уровнемеры (ЗСТ) необходимо установить на акцизных складах. А именно: на каждом месте отпуска топлива наливом с акцизного склада устанавливается расходомер-счетчик, а на каждом введенном в эксплуатацию стационарном резервуаре устанавливается уровнемер.

Акцизные склады, на которых осуществляется деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси, с целью извлечения сырья, предусматривающий полный технологический цикл их переработки в топливо, оборудуются только расходомерами-счетчиками. Они устанавливаются на каждом месте отпуска топлива наливом с такого акцизного склада.

Топливораздаточные колонки, на которые есть положительные результаты поверки или оценка соответствия выполняют функции расходомеров-счетчиков.

Акцизные склады, расходомеры-счетчики, уровнемеры и резервуары нужно зарегистрировать в ДФС.

Где не нужно устанавливать ЗСТ?

НЕ оборудуются расходомерами — счетчиками и уровнемерами — счетчикам акцизные склады, на которых осуществляется хранение и реализация горючего, получается и реализуется в таре производителя без изменения расфасовки, а также сжиженного природного газа, бензола, метанола.

Также не нужно устанавливать ЗСТ в помещениях или территориях, которые не являются акцизными складами, в частности:

• помещения или территория, на каждой из которых общая вместимость расположенных емкостей не превышает 200 кубических метров, а субъект хозяйствования (кроме плательщика единого налога четвертой группы) — владелец или пользователь такого помещения или территории получает в течение календарного года топливо в объемах, не превышают 1000 кубических метров (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии) и использует горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляет операций по реализации и хранению топлива другим лицам;

• помещения или территория, независимо от общей вместимости расположенных емкостей, владельцем или пользователем которых является субъект хозяйствования — плательщик единого налога четвертой группы, получает в течение календарного года топливо в объемах, не превышающих 10 000 кубических метров (без учета объема топлива, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли топливом, на которые получены соответствующие лицензии) и использует топливо исключительно для нужд собственного потребления и не осуществляет операций по реализации и хранения топлива другим лицам.

Какие предельные сроки установления ЗСТ?

Распорядители акцизных складов обязаны оборудовать акцизные склады расходомерами-счетчиками и / или уровнемерами-счетчиками и зарегистрировать их в соответствующем Едином государственном реестре, который будет вести ДФС, в такие сроки:

• акцизный склад, где находится резервуары, общая вместимость которых превышает 20000 куб. метров — не позднее 1 июля 2019.

• акцизный склад, где находится резервуары, общая вместимость которых превышает 1000 куб. метров, но не превышает 20000 куб. метров -не позднее 1 октября 2019 года.

• акцизный склад, где находится резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 куб. метров — не позднее 1 января 2020 года.

Отечественные предприятия, на которых осуществляется деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси с целью извлечения сырья, предусматривающий полный технологический цикл их переработки в топливо должны установить расходомеры к 1 января 2020.

Какие требования для ЗСТ?

Расходомеры-счетчики и резервуары должны соответствовать требованиям законодательства и иметь положительный результат поверки или оценку соответствия.

Уровнемеры-счетчики также должны соответствовать требованиям законодательства и иметь положительный результат поверки или оценку соответствия, или калибровки.

В случае отсутствия положительного результата поверки или оценки соответствия, или калибровки расходомеров-счетчиков и уровнемеров, они считаются не установленными.

Какие показатели нужно сформировать на акцизном складе?

На каждом акцизном складе ежедневно (кроме дней, в которые акцизный склад не работает) нужно формировать данные относительно фактических остатков горючего на начало и конец отчетных суток, суточного фактического объема полученного и реализованного горючего. Такие данные формируются в разрезе видов горючего по кодам УКТ ВЭД в литрах, приведенных к температуре 150 С.

Нефтеперерабатывающие заводы формируют только данные по суточного фактического объема реализованного топлива.

Данные формируются после проведения последней операции по обращению получения, отпуска топлива в отчетном периоде, но не позднее 23 часов 59 минут таких суток, до начала осуществления операций по обращению топлива в сутки, следующую за отчетными сутками, и передаются в ДФС не позднее чем до 23 часа 59 минут дня, следующего за отчетными сутками.

Как сформировать показатели, используя ЗСТ?

На каждом акцизном складе по каждому коду товарной подкатегории УКТ ВЭД формируются показатели по:

• объёмам остатков топлива на начало отчетных суток и на конец отчетной суток, определяемых путем суммирования объемов остатков топлива в каждом резервуаре на основании показателей уровнемеров-счетчиков, установленных на таких резервуарах, расположенных на таком акцизном складе;

• суточным объемам реализованного топлива, определяемых путем суммирования объемов реализованного за отчетные сутки топлива через каждое место отпуска топлива наливом с акцизного склада на основании показателей расходомеров-счетчиков, установленных на каждом месте отпуска топлива наливом с акцизного склада, расположенных на таком акцизном складе;

• суточного объема полученного топлива, определяемых путем вычитания из объема остатка топлива на конец отчетных суток объема остатка топлива на начало отчетных суток и добавления суточного объема реализованного топлива из такого акцизного склада.

Как формировать показатели, если ЗСТ не работает?

При выходе из строя, проведения поверки или калибровки уровнемера-счетчика, или расходомера-счетчика, определения данных по объемам остатков топлива и объемов оборота топлива, осуществляется в мерах полной вместимости, с помощью рулетки и метроштока, портативного уровнемера-анализатора. Такие средства должны иметь положительные результаты поверки и их можно применить для измерения не более 20 календарных дней подряд для всех акцизных складов кроме АЗС (для АЗС — 15 календарных дней подряд), но не чаще 4 раз в течение календарного года.

В какой форме данные отправляют в ДФС?

Данные по остаткам топлива и объема оборота топлива передаются электронными средствами связи в форме электронных документов. В свою очередь форма электронных документов утверждается Минфином. Электронные документы заполняются автоматически путем передачи им данных с расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков. При выходе из строя, проведения поверки или калибровки уровнемера-счетчика, или расходомера-счетчика — заполняются ответственным лицом распорядителя акцизного склада.

Когда отправлять данные в ДФС?

Данные передаются в ДФС ежедневно (кроме дней, когда акцизный склад не работает) не позднее чем до 23 часов 59 минут дня, следующего за отчетным временем. О нерабочих днях нужно сообщить ДФС.

Каковы допустимые погрешности показателей при сопоставлении с СЭАРТ?

При сопоставлении показателей расходомеров-счетчиков и уровнемеров с показателями СЭАРТ допускаются расхождения не более, чем на 5% объема оборота или остатков топлива (для сжиженного газа (пропана или смеси пропана с бутаном), других газов, бутана, изобутана, на которые установлены одинаковые ставки акцизного налога — не более, чем на 15%) или не более, чем на 2% объема соответствующего резервуара.

Какая ответственность установлена за нарушение требований к установке и регистрации СИТ?

За нарушение требований к установке и регистрации расходомеров и уровнемеров установлены штрафы в размере 20 тыс. гр-н за каждый необорудованный резервуар и / или незарегистрированный уровнемер-счетчик, а также за каждое необорудованное место отпуска топлива наливом с акцизного склада и / или не зарегистрированный расходомер-счетчик. И 50 тыс. гр-н за каждое аналогичное повторное нарушение в течение года.

Такие штрафы применяются:

• с 1 июля 2019 — к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 20000 куб. метров;

• с 1 октября 2019 — к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 1000 куб. метров, но не превышает 20000 куб. метров;

• с 1 января 2020 — к распорядителю акцизного склада, на акцизном складе которого расположены резервуары, общая вместимость которых не превышает 1000 куб. метров.

За нарушение требований об отправке электронных документов в ДФС установлен штраф в размере 1 тыс. гр-н за каждый непереданный электронный документ в ДФС. Такой штраф применяется с 1 января 2020 года.

Какие изменения произойдут в работе системы электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ) и когда?

Модернизированная СЭАРТ заработает с 1 июля 2019 года. Основные изменения направлены к приближению учета объемов топлива в системе до их фактического местонахождения, для чего изменены порядок составления и регистрации акцизных складов, порядок учета объемов топлива, введен учет транспортных средств, перемещаемых топливо по стране. Также усилена ответственность: за хранение или перемещение топлива на акцизных складах или на акцизных складах передвижных без их регистрации, возможна конфискация неучтенного топлива.

Как эти внедрения повлияют на ситуацию на рынке?

Сейчас на топливном рынке Украины сложилась кризисная ситуация, для решения которой необходимо принимать комплексные меры. Цель Нефтегазовой Ассоциации — сделать рынок нефтепродуктов прозрачным, а всех участников публичными.

Внедрение перечисленных выше комплексных мер поможет ликвидировать теневые схемы, сделать рынок прозрачным, повысить его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, а также увеличить поступления в государственный бюджет (до 10 млрд. гр-н. / год).

По мнению Нефтегазовой Ассоциации Украины, следующим шагом на пути к детенизации рынка станет создание публичной интерактивной карты, где потребители сами смогут информировать ГФС отмечая на карте населенные пункты и улицы, где расположены нелегальные заправки.

Что будет происходить на рыке горючего до вступления в силу перечисленных нововведений, то есть в течение I-го полугодия 2019?

Во-первых, это активизация работы контролирующих и правоохранительных органов власти. НАУ обращалась в Администрацию Президента, Кабинета Министров, СБУ, Генпрокуратуры, МВД с просьбой принятия на центральном уровне системных мер по борьбе с нелегальной торговлей топливом.

Мы привлекли внимание органов власти и сейчас видим увеличение количества контрольно-проверочных мероприятий со стороны контролирующих и правоохранительных органов в различных регионах страны. Проверки также проходят в компаниях, участвующих в Нефтегазовой Ассоциации Украины.

Подробнее ознакомиться с материалами Нефтегазовой Ассоциации Украины Вы сможете пройдя по ссылке:


Обладнання акцизних складів засобами вимірювальної техніки (витратомірами-лічильниками та рівнемірами)


Ліцензування та модернізована СЕАРП: складові комплексних заходів боротьби з нелегальним обігом пального

добавьте свой комментарий