Без легального рынка — развития не будет

Среда, 27 Фев 2019

Без легального рынка — развития не будет

Без легального рынка — развития не будет

В Украине набрала обороты незаконная торговля нефтепродуктами. Эксперты топливного рынка забили тревогу из-за быстрого роста количества нелегальных АЗС.

Кроме того, что за их деятельность в бюджет не поступают миллиарды гривен, создается недобросовестная конкуренция, они еще и представляют реальную угрозу безопасности расположенных рядом зданий, персонала и клиентов. В декабре 2018 между Нефтегазовой Ассоциацией Украины и ГФС был подписан меморандум о координации усилий и сотрудничестве, направленный на борьбу с нелегальным сектором на нефтегазовом рынке. Подробнее об этом — в интервью с Нелей Привалов, президентом «Нефтегазовой Ассоциации Украины»

По вашим оценкам, какое количество нелегальных АЗС существует в Украине? О каких суммах потерь бюджета введу неуплаченных в 2018 налогов идет речь?

В конце прошлого года Нефтегазовая Ассоциация Украины создала интерактивную карту нелегальных АЗС в Украине. Это публичный информационный ресурс, созданный по примеру европейской модели. Он расположен в открытом доступе по адресу https://perevirazs.info . Чтобы привлечь внимание общественности и органов власти к катастрофическим объемам нелегальной торговли в стране, мы представили его совместно с Государственной фискальной службой, призвав общественность и СМИ присоединиться к наполнению карты. С помощью этого ресурса уже выявлено 1218 нелегальных объектов по продаже топлива, из них до сих пор работает 951 объект, а 267 уже перестали функционировать. Данные о таких местах были получены от неравнодушных граждан, которые обеспокоены расположением сомнительных АЗС, а также от инициативных групп. В конце прошлого года рынок почувствовал увеличение количества проверок АЗС, проверяют также и АЗС компаний-участников Ассоциации. Мы приветствуем такие действия контролирующих органов, однако призываем проводить эти мероприятия в рамках законодательства.

По экспертным оценкам специалистов нефтегазового рынка в стране с грубым нарушением действующего законодательства работает примерно 1500 заправочных станций. Потери государственного и местных бюджетов в 2018 от их деятельности составили около 10 млрд грн. Это существенная сумма, которая могла бы быть направлена ​​на развитие регионов, улучшение инфраструктуры, строительство детских садов, школ и тому подобное.

По каким характерным признакам определяется нелегальная АЗС и чем они опасны?

Конечно, комплексные проверки объектов по продаже топлива могут проводить только контролирующие органы в пределах своих полномочий. Но определить нелегальную АЗС несложно и рядовому гражданину. Тревожным сигналом, в частности, является продажа горючего без выдачи фискального чека или если в фискальном чеке написано, что касса работает в тестовом режиме. Также недопустимо отсутствие уголка потребителя, в котором должна быть информация о субъекте хозяйствования, цене на топливо, качество топлива. Кроме того, насторожить клиентов должно несоблюдение элементарных правил безопасности: отсутствие средств пожаротушения, расположение вплотную к жилым домам или административным зданиям.

Какую цель преследует Ассоциация в рамках проекта «Карта нелегальных АЗС» и есть ли уже первые результаты от его внедрения?

Засилье нелегальной торговли на нефтегазовом рынке в течение последних лет приобрело серьезные критические масштабы. Это нас мотивировало изучить европейский опыт борьбы с нелегальным сегментом на рынке нефтепродуктов и инициировать внедрение лучших практик с учетом нашей специфики.

Так, по примеру Литвы, мы создали интерактивный ресурс perevirAZS.info — это карта выявления и нанесения на нее объектов розничной торговли топливом, которые не соответствуют нормам действующего законодательства. Цель этой карты — показать тот критически большой масштаб нелегальной торговли топливом в разрезе регионов и конкретных адресов, отслеживать ее динамику, проверять информацию, которая подается в СМИ, и привлечь широкий круг общественности к борьбе с этим негативным явлением. Ассоциация призвала и граждан, и журналистов не быть равнодушными, в случае выявления нелегальных АЗС, обращаться к ресурсу perevirAZS.info и информировать органы власти и общество о том, что на местах происходит с торговлей нефтепродуктами. Следует отметить, что при попадании информации к ресурсу, идентификация того, кто вносит данные, не производится.

Вся информация о выявленных места незаконной торговли нефтепродуктами перед тем, как отмечаться на карте, проходит дополнительную проверку.

Кроме карты, ресурс также содержит информацию о том, каким нормам действующего законодательства должна соответствовать АЗС, которая работает легально. Это перечень разрешительных документов, требований строительных норм и правил безопасности. Для правоохранительных и контролирующих органов это, как подсказка-напоминание. Также для граждан, пользующихся услугами АЗС, приведены признаки, по которым можно отличить легально работающую АЗС от нелегальной.

Как местная власть должна реагировать на наличие нелегальных АЗС на своей территории?

Органы местного самоуправления должны быть больше заинтересованы в том, чтобы на территории их общин все заправочные станции работали легально. Ведь они платят налоги как в государственный, так и в местный бюджеты. Поступления части средств в бюджеты этих территориальных общин означает, что руководство территориальных общин будет иметь больше возможностей создавать комфортные условия своим жителям, развивать инфраструктуру, строить школы, больницы и т.д. Считаю, что органы местного самоуправления должны быть драйверами в процессе легализации работы АЗС, инициировать создание рабочих групп с правоохранительными и контролирующими органами для борьбы с нелегальным сегментом рынка.

Нелегальные АЗС также создают несправедливую конкуренцию для компаний, работающих в рамках действующего законодательства. Где критический предел, после которого добросовестные компании могут перейти в теневой сектор?

Нефтегазовая Ассоциация Украины включает 13 крупных компаний, которые представляют отечественный, иностранный, частный и государственный капитал, вложенным в этот бизнес. Это компании добывающие, перерабатывающие, занимающиеся оптовой и розничной продажей нефтепродуктов. Все они вложили большие инвестиции в создание своего бизнеса по лучшим европейским образцам и согласно всем требованиям законодательства. Эти компании, в частности, обеспечивают 50 тыс. рабочих мест и заплатили за 2018 примерно 35 млрд гр-н налогов в государственный и местный бюджеты. Поэтому говорить об их переходе в «тень» — нецелесообразно, они, наоборот, заинтересованы в легализации того сегмента рынка, который работает за пределами законодательства. Ведь это обеспечит надлежащие условия для добросовестной конкуренции на рынке.

Существует ли международный опыт вытеснения теневого сегмента с рынка нефтепродуктов?

Нефтегазовая Ассоциация Украины входит в состав Европейской ассоциации Fuels Europe. Исследование европейского опыта свидетельствует о том, что страны ЕС с целью вытеснения нелегального сегмента рынка шли путем введения эффективных регуляций, как, например, введение лицензирования, автоматический контроль за оборотом топлива, финансовые гарантии для участников рынка, сотрудничество общества с органами власти, организациями и активистами.

Украина идет похожим путем с учетом нашей отечественной специфики. Мы также инициировали введение эффективных регуляций, направленных на искоренение нелегального сегмента рынка. Львиная доля таких регуляций содержится в принятом в конце прошлого года законе № 2628 и предусматривает комплексные системные изменения в НКУ. Речь идет о введении с 1 июля 2019 лицензирования для всех участников нефтегазового рынка и совершенно новой системы автоматизированного контроля за фактическим оборотом топлива на всех акцизных складах. Также предусмотрена модернизация существующей системы электронного администрирования реализации топлива, которая нуждается в усовершенствовании. Для введения этих изменений Ассоциация совместно с МФУ, ГФС и Минтопэнерго работает над разработкой ряда подзаконных актов. Речь идет и об организации процесса сотрудничества власти, общества, бизнеса через обмен информацией с помощью интерактивного ресурса perevirAZS.info.

Эти изменения направлены на то, чтобы обеспечить прозрачность рынка. Поясню на отдельных примерах подробно. Скажем, для получения лицензии требования построены таким образом, что процесс является достаточно простым, а плата совсем небольшая, и на стоимость нефтепродуктов практически не влияет. Например, плата за лицензию на год для производителей и хранителей составляет 780 гр-н, для заправочных станций — 2 тыс. гр-н, нефтебаз — 5 тыс. гр-н, на оптовую торговлю без нефтебаз — 10 тыс. гр-н. Но для того, чтобы получить лицензию, необходимо предоставить основные разрешительные документы, которыми должен обладать объект, работающий легально. Кроме того, на сайте ГФС в открытом доступе будет размещен реестр лицензиатов. Если компании не будет в этом реестре, то есть она будет осуществлять деятельность без лицензии, ей угрожают немалые штрафы: 1 млн гр-н для производителей, 500 тыс. гр-н — для нефтебаз, 250 тыс. гр-н — для АЗС. Такие размеры штрафов должны действовать в качестве превентивной меры, чтобы мотивировать за первое полугодие 2019 привести в порядок все документы и работать в легальном поле.

Беседовала

Мария ДАНЮК

По материалам Рейтинг. Бизнес в официальных цифрах

добавьте свой комментарий