В шаге от победы: сможет ли украинский топливной рынок наконец-то выйти из тени?

Понедельник, 27 Май 2019

В шаге от победы: сможет ли украинский топливной рынок наконец-то выйти из тени?

В шаге от победы: сможет ли украинский топливной рынок наконец-то выйти из тени?

Остался один месяц до введения лицензирования на топливном рынке, модернизированной СЭАРТ, системы контроля за фактическим оборотом и остатками топлива на акцизных складах при помощи расходомеров и уровнемеров, предусмотренных Законом № 2628 от 23.11.2018 года.

Эти комплексные изменения обеспечат глобальную очистку топливного рынка от критически больших объемов нелегального сегмента.

Однако, по мере приближения к 1 июля 2019 (даты запуска этих изменений), Нефтегазовая Ассоциация Украины (НАУ) все чаще наблюдает попытки «нелегалов» манипулятивными фейковыми предлогами дискредитировать или сорвать эти критически необходимые для выживания легального рынка реформы.

Для того, чтобы общество и органы власти дали объективную оценку ситуации на нефтегазовом рынке и необходимости срочного спасения ситуации при помощи реформ администрирования оборота топлива, президент НАУ Привалова Неля напомнила в ретроспективе историю развития нелегального бизнеса и внедрений законодательных механизмов по борьбе с этим позорным явлением.

К 2015 году в стране в масштабных объемах существовали схемы незаконного бюджетного возмещения НДС, когда из бюджета возмещали средства, которые никогда в бюджет не уплачивались, поскольку у нелегального бизнеса всех отраслей экономики существовала возможность «рисовать» себе НДС только на бумаге без уплаты средств. Это явление набрало критические обороты для экономики страны. Для преодоления этой кризисной ситуации в 2015 году была введена система электронного администрирования НДС, которая сделала невозможным возмещение из бюджета НДС без предварительной уплаты налога в бюджет, убрала коррупционную составляющую из процесса бюджетного возмещения законного НДС.

Наряду с такими проблемами с НДС, в стране на нефтегазовом рынке приобрели масштабные обороты схемы неуплаты акцизного налога, по которым нефтепродукты смешивались с присадками, которые не облагались акцизным налогом, якобы для улучшения качества топлива. Объем таких присадок достигал 50%, из которых не уплачивался акциз. Такими схемами пользовались недобросовестные игроки рынка, недоплачивали налоги и не беспокоились о качестве топлива для потребителей. Для решения этой проблемы в 2016 году была введена система электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ), которая контролирует уплату акцизного налога со всех объемов топлива от импортера или производителя до конечного потребителя на всех этапах поставок.

Стоит вспомнить, что в 2015 году был введен так называемый «розничный акциз» на нефтепродукты, проадминиструвать со стороны контролирующих органов уплату которого всеми розничными продавцами горючего было невозможно. Поэтому этот налог платили только легальные игроки рынка. В 2017 году этот налог был перенесен в акциз, уплачиваемый при импорте или производстве топлива. Однако, существование «розничного акциза» в течение 2-х лет спровоцировало огромный толчок к развитию нелегального рынка розничных продаж нефтепродуктов в стране.

Так, по экспертным оценкам в Украине не менее 1500 АЗС работают нелегально. Объем продаж топлива через такие заправки составляет около 40000 тыс. тонн в месяц. Теневой рынок, в частности в сегменте ДТ составляет 20%, а сжиженного газа — 30-50% в зависимости от региона. Потери государственного и местных бюджетов в 2018 составили около 10 млрд. грн. Незаконные пункты продажи размещаются и эксплуатируются без надлежащей регистрации землепользования, без разрешения на работу объектов повышенной опасности, продают топливо без использования РРО, используют труд граждан без оформления трудовых отношений и искажают справедливую конкуренцию на рынке. Нелегальная торговля аккумулирует огромные объемы неучтенных наличных средств, часть которые используются для коррупционных механизмов ее «крышевания».

Таких, как в Украине, критических объемов нелегального оборота нефтепродуктов не существует ни в одной европейской стране и не в одной из соседних стран.

Наличие большого количества нелегальных пунктов розничной продажи неучтенных нефтепродуктов стало основной составляющей масштабных схем уклонения от уплаты налогов предприятиями всех отраслей экономики в Украине. Нефтепродукты очень удобный товар для любой отрасли, который можно списывать на расходы «на бумаге», благодаря чему не платить НДС и налог на прибыль. На бумагах топливо «продается» предприятиям всех отраслей экономики, как конечным потребителям, а фактически оно продается на нелегальных нефтебазах и заправках без РРО.

Главными факторами существования такой критической ситуации на рынке топлива стали длительное отсутствие системных эффективных мер по противодействию нелегальному производству и продажам топлива со стороны власти и отсутствие эффективных инструментов контроля за соответствием фактических и документальных объемов топлива в местах производства, хранения и продаж.

Анализ опыта европейских и других стран свидетельствует, что страны ЕС в борьбе за прозрачный рынок и искоренение нелегального сегмента двигались путем введения эффективных регуляций (контроль за оборотом топлива, усиление администрирования, введение лицензирования, финансовые гарантии, идентификации промышленных потребителей).

В Украине выходом из кризисной ситуации на нефтегазовом рынке будет внедрение комплексных мер эффективного администрирования оборота топлива и мест производства, хранения и торговли топливом, предусмотренные Законом № 2628 от 23.11.18г., В частности:

введение с 1 июля 2019 лицензирования производства, хранения, оптовой и розничной торговли топливом,

запуск модернизированной СЭАРТ с учетом топлива по каждому акцизному складу, где оно находится;

запуск новой системы контроля за фактическим оборотом и остатками топлива на акцизных складах с использованием современных средств измерительной техники (расходомеров и уровнемеров)

усиление ответственности за нелегальные операции с топливом.

Закон № 2628 был принят в ноябре 2018 года, а вступает в действие с 1 июля 2019 года, для того, чтобы предоставить бизнесу 7 месяцев для подготовки к новациям. Каждый из перечисленных в законе инструментов является составной частью построения прозрачного рынка и публичности участников.

Так, через механизм лицензирования должна состояться проверка законности и безопасности работы мест производства, хранения, оптовой и розничной торговли топливом, а также их прозрачная и публичная идентификация для потребителей и общества. Условия получения лицензий предусматривают небольшую стоимость лицензий, которая не повлияет на себестоимость топлива, и предоставление нескольких документов, подтверждающих законность и безопасность работы объекта, где производится, хранится или продается топливо, без наличия которых объекты работать не имеют права. Годовая стоимость лицензии для места производства и хранения составляет — 780 грн., для розничной торговли — 2000 грн., оптовой торговли с нефтебаз — 5000 грн., оптовой торговли без нефтебаз — 10000 грн. Документами, которые нужно предоставить, являются документ на землю с любым целевым назначением, акт ввода в эксплуатацию или документ на право собственности, если он выдан до 2014 года, и разрешение на эксплуатацию объекта повышенной опасности. Эти документы подтверждают, что объект построен с соблюдением строительных норм и соответствует правилам безопасности, ведь топливо является взрывопожароопасным товаром. При этом, необходимость иметь такие документы предусмотрена законодательством, как для производителей и продавцов топлива, так и для промышленных потребителей, приобретающих, хранящих и использующих топливо для собственных нужд. Поэтому, все кто построил и эксплуатирует такие объекты с соблюдением строительных норм и норм безопасности, имея предусмотренные законодательством документы, беспрепятственно получат лицензии и будут автоматически включены в публичный перечень лицензиатов и мест производства / хранения / оптовой и розничной торговли топливом на сайте ГФС. Для тех, кто не имел таких документов было время (7 месяцев) для их оформления. За деятельность без лицензий предусмотрены немалые штрафы, как превентивная мера (за место производства топлива — 1 млн. грн., оптовой торговли или хранения топлива — 500 тыс. грн., розничной торговли- 250 тыс. грн.).

Следующей составляющей построения прозрачного рынка является введение модернизированной СЭАРТ, которая в отличие от действующей с 2016 года СЭАРТ, предусматривает ведение автоматического учета объемов топлива по каждому акцизному складу стационарному (НПЗ, нефтебазы, АЗС и др., где находится топливо) и акцизному складу передвижному (транспортные средства, которые перемещают топливо по стране). В модернизированной СЭАРТ должны зарегистрироваться действующие плательщики акцизного налога и новые, которыми являются крупные промышленные потребители топлива, и компании, которые хранят топливо других субъектов хозяйствования. Новые плательщики — промышленные потребители перед началом работы в СЭАРТ зарегистрируют без уплаты акцизного налога объемы остатков топлива, образующихся в них по состоянию на 1 июля 2019. Такая норма предусмотрена Постановлением КМУ от 24.04.19 № 408.

Учет топлива в СЭАРТ обеспечивается путем регистрации заявок на пополнение объемов топлива, из которых уплачен акцизный налог и регистрации акцизных накладных перед физическим отпуском топлива с акцизного склада. В акцизных накладных, в частности будет указываться, с которого на который акцизный склад перемещается топливо, и в каком транспортном средстве. Также в акцизных накладных будут идентифицированы конечные потребители — субъекты хозяйствования, что позволит считать объемы приобретения топлива и проверять действительные потребности в потреблении (наличие транспортных средств, оборудования для работы которых приобретается топливо.)

Кроме того, транспортные средства, которые перемещают топливо, указанные в акцизных накладных, автоматически включаться в публичный перечень на сайте ГФС, что позволит легко проверять, легальность перемещения топлива в транспортных средствах по стране. За продажу, хранение и перемещение неучтенного топлива на незарегистрированных акцизных складах, такое топливное оборудование и транспортные средства контролирующие органы имеют право арестовывать и через суд изъять в пользу государства.

Заключительным элементом комплексных мер обеспечения прозрачного рынка является введение новой системы контроля за фактическим оборотом и остатками топлива на стационарных акцизных складах. Для этого поэтапно будут устанавливаться уровнемеры на резервуары, расположенные на акцизных складах, и расходомеры — счетчики на местах отпуска топлива наливом с акцизных складов. Такие измерительные приборы нужно установить на акцизных складах, с общей вместимостью резервуаров, превышающей 20 тыс. м. куб. — с 01.07.19г., превышающей 1 тыс. м. куб, но не превышает 20 тыс. м. куб. — с 01.10.1г., не превышающей 1 тыс. м. куб. и акцизных складах, являющихся нефтеперерабатывающими заводами — с 01.01.20г.

Показатели уровнемеров и расходомеров относительно фактических объемов полученного и отпущенного топлива, а также остатков топлива на начало и конец отчетных суток ежедневно будут передаваться в ГФС. Начиная с 1 июля 2019 до даты установления уровнемеров и расходомеров в ГФС будет передаваться информация о фактическом обороте и остатках топлива, определенная с помощью имеющихся средств измерения на акцизных складах

(Рулетка, метрошток, портативные уровнемеры — анализаторы, меры полной вместимости).

Наличие трех указанных механизмов контроля позволит:

идентифицировать и проверить легальность и безопасность работы мест производства, хранения, оптовой и розничной торговли топливом, обеспечить публичность таких мест и субъектов хозяйствования, которые производят, хранят и продают топливо;

автоматически сопоставлять по каждому акцизному складу показатели СЭАРТ (объемы топлива, из которого уплачен акцизный налог) с показателями системы контроля за фактическим оборотом и остатками топлива (показателями уровнемеров и расходомеров), что позволит автоматически выявлять неучтенные объемы топлива, с которых не уплачены налоги;

повысить уровень поступлений в государственный и местные бюджеты на уровне 10 млрд. грн. в год, которые можно направить на создание в стране стратегически важных минимальных запасов нефти и нефтепродуктов во избежание кризисов во время чрезвычайных периодов, а также на развитие инфраструктуры населенных пунктов.

В случае непринятия указанных механизмов, нелегальный и опасный сегмент рынка продолжит стремительный рост, уменьшатся поступления в бюджеты, углубится кризис искаженной конкуренции, рынок Украины значительно потеряет свою инвестиционную привлекательность, что увеличит риск выхода из Украины компаний с международным капиталом, Украина понесет имиджевые потери, а главное — увеличатся риски для безопасности здоровья и жизни граждан страны и целостности инфраструктуры.

Нефтегазовая Ассоциация Украины выступает за введение с 1 июля 2019 вышеуказанных усиленных мер контроля и администрирования оборота топлива в стране и считает недопустимыми отсрочку или отмену этих шагов, критически важных для рынка и экономики страны в целом, приближающих страну к цивилизованному сообществу ЕС.

добавьте свой комментарий