НАУ призывает депутатов ВР воздержаться от преждевременного принятия «биоэтанольного» закона

Воскресенье, 17 Май 2020

НАУ призывает депутатов ВР воздержаться от преждевременного принятия «биоэтанольного» закона

НАУ призывает депутатов ВР воздержаться от преждевременного принятия «биоэтанольного» закона

8 мая 2020 на заседании комитета ВРУ по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг был рассмотрен проект закона № 3356 от 17.04.20 г. об обязательном добавлении биокомпонентов в моторные топлива.

По результатам обсуждения народные депутаты — члены комитета, несмотря на позицию участников рынка, приняли решение рекомендовать ВРУ принятие этого законопроекта в первом чтении.

В преддверии заседания Нефтегазовая Ассоциация Украины (НАУ) обращалась к членам этого комитета и главам других комитетов ВРУ с критическими замечаниями к данному законопроекту и подчеркивала необходимость достижения ряда важных предпосылок для рынка перед введением обязательного добавления биокомпонентов в состав бензинов, чтобы предотвратить негативные последствия для рынка и потребителей.

Позиция НАУ относительно добавления биокомпонентов к топливу заключается в следующем:

Огромные усилия, приложенные в течение января — февраля 2020 Президентом Украины, Премьер-министром, правоохранительными органами и законопослушными участниками рынка к очистке нефтегазового рынка от нелегального сегмента, дали первые положительные результаты. Однако, при введении карантинных мероприятий (необходимость которых мы понимаем и поддерживаем) нелегальные АЗС снова восстановили свой нелегальный бизнес, став еще и дополнительным источником потенциальной опасности распространения коронавирусной инфекции, ведь они не обеспечивают санитарные правила для работников и клиентов.

Наличие нелегального сегмента, который не платит налоги, не вкладывает инвестиции для выполнения законодательных требований по строительству, безопасности труда, экологии, санитарных и других норм, еще больше углубит диспропорцию в конкуренции при введении обязательного добавления биокомпонентов. Стоимость биоэтанола пока превышает 600 долларов за тонну, что повлияет на повышение стоимости бензинов для потребителей. Честные и законопослушные компании, которые работают на рынке топлива, понесут существенные финансовые потери по сравнению с теневиками. Для решения этой проблемы нужно активизировать контрольно-проверочные и правоохранительные меры по привлечению нелегальных игроков к ответственности и закрытию нелегальных АЗС. Это является главной предпосылкой.

Также важной предпосылкой для принятия законопроекта, по мнению НАУ, должно стать сбалансирование ставок акцизного налога на сжиженный газ и бензин.

Сейчас ставка акцизного налога на сжиженный газ составляет 52 евро / 1000 литров, что в 4 раза несправедливо ниже ставки налога на автомобильные бензины, которая составляет 213,5 евро / 1000 литров.

НАУ предлагает это сделать в два этапа: на 1-м этапе установить ставки акцизного налога для бензинов 180 евро / 1000 л., Сжиженный газ — 95 евро / 1000 л .; на 2-м этапе для бензинов и сжиженного газа на уровне 145 евро / 1000 л. Если этого не осуществить, то некуда будет добавлять биокомпоненты, поскольку в последние годы половина рынка бензинов замещена сжиженным газом и тенденция растет. Кроме того, за время карантина деловой активности бизнеса и социальной активности граждан (необходимость которых мы понимаем и поддерживаем) уже произошло катастрофическое падение объемов продаж бензина (более 50%), которое по экспертным расчетам еще может увеличиться.

По мнению НАУ крайне необходимым является определение органа государственного рыночного надзора за качеством топлива и обеспечения его эффективной работы во всех регионах (численность, лаборатории и т. д.). Отсутствие органа повлечет наполнение рынка некачественным топливом и несоблюдение частью участников рынка требований по обязательному добавлению биокомпонентов в бензины.

Кроме того, подготовленный законопроект не учитывает предложения НАУ по объему обязательной доли биокомпонентов в составе бензинов. НАУ настаивает, что обязательная доля биокомпонентов должна составлять 4,5-5%. Законопроектом предусмотрено увеличение такой доли до 6% и 7%. Подчеркиваем, что среди стран ЕС только 8 стран в конце 2019 после длительных дискуссий приняли решение об увеличении доли биокомпонентов с 5% до 10%. Остальные страны продолжили практику добавления биокомпонентов на уровне 5%. И это при том, что страны ЕС ввели требования по добавлению биокомпонентов более 10 лет назад и автотранспорт в ЕС гораздо новее, чем в Украине. Установка слишком большого доли биокомпонентов может привести к тому, что потребители, которые сейчас заправляют свои авто бензином на легальных АЗС, чтобы не портить свои авто будут их заправлять на нелегальных АЗС, которые будут продавать дешевые бензины без содержания биокомпонентов.

НАУ также подчеркивает недопустимость введения слишком больших штрафов, размер которых является несоразмерным с сущностью правонарушений и не соответствует уровню штрафов, предусмотренных украинским законодательством для более существенных правонарушений.

Кроме того, ассоциация призывает не применять требования об обязательном добавлении биокомпонентов в бензины с октановым числом 98 и выше. Высокооктановые бензины потребляются в малых объемах (до 3%) и имеют длительный срок хранения (3-6 мес.) для автомобильного транспорта и до 5 лет для спортивных нужд. Длительное хранение бензинов с содержанием биоэтанола приводит к абсорбированию влаги из воздуха и резервуаров и приводит в негодность такой бензин из-за расслоения бензиновой, этанольной и водяного фракций. Кроме того, высокооктановые бензины используются для нужд воздушного и водяного транспорта, при заправке которого бензином, содержащим биоэтанол, он приди в негодность и быть опасным для людей во время использования.

НАУ считает принятие законопроекта от 17.04.20р. № 3356 об обязательном добавления биокомпонентов в моторные топлива преждевременным, и призывает народных депутатов воздержаться от его поддержки и принятия до того времени, как будут реализованы все вышеперечисленные необходимые предпосылки, учтены все предложения участников рынка, завершится карантин и будут проанализированы его последствия для области.

добавьте свой комментарий