НАУ за сбалансированные ставки акцизного налога на топливо

Нефтегазовая Ассоциация Украины (НАУ) считает, что структура потребления моторных топлив в Украине нуждается в коррекции для максимального использования нефтеперерабатывающих мощностей, выравнивания торгового баланса и увеличения налоговых поступлений. Недавно по этому поводу Ассоциация обратилась в Комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики с просьбой поддержать законодательные инициативы, которые справедливо сбалансируют ставки акцизного налога на различные виды моторных топлив.
В Ассоциации отметили, в Украине ставка акцизного налога на бензин в 4 раза превышает ставку акцизного налога на сжиженный углеводородный газ (СУГ). Такой подход привел к существенному дисбалансу структуры потребления моторных топлив в Украине, и как следствие увеличил степень импортозависимости страны.
Низкая ставка акцизного налога на СУГ позволяет формировать на такой вид топлива достаточно низкие розничные цены для потребителей по сравнению с розничными ценами на бензин и дизельное топливо (ДТ). Это не естественно изменило пропорцию потребления: резко увеличились объемы потребления сжиженного газа и, соответственно, уменьшились объемы потребления моторных бензинов. Например, объемы потребления моторных бензинов в 2013 году составляли 4 млн. т/год, в 2019 году — 1,9 млн. т/год, а объемы потребления СУГ в 2019 году уже на уровне 2,0 млн. т/год. Сейчас по данным экспертов топливного рынка Украина является лидером в мире по объемам потребления сжиженного газа. Тенденция к увеличению объемов потребления СУГ и уменьшению объемов потребления бензинов продолжается и в 2020 году. Это, в свою очередь, не способствует энергонезависимости Украины, поскольку 80% сжиженного газа в Украину импортируется.
Отметим, что даже в долгосрочной перспективе национальные производители имеют возможности наращивания объемов производства СУГ не больше, чем до 30% объемов потребления.
По всей стране продолжает работать большое количество автогазозаправочных пунктов, грубо нарушающих градостроительное, противопожарное и другие законодательства, которые осуществляют розничную торговлю сжиженным газом (пропан-бутановой смесью). Деятельность таких АГЗП (АЗС) приводит к усилению недобросовестной конкуренции на рынке, что ставит честных игроков рынка в дискриминационное положение, наносит им существенный вред и снижает их конкурентоспособность, поскольку снижаются объемы их реализации (а это, в свою очередь, приводит и к уменьшению суммы уплаченных ими в бюджет налогов). Такие АГЗП создают потенциальные факторы техногенной и экологической опасности для жизни и здоровья граждан, имущества и инфраструктуры населенных пунктов, местные и государственный бюджет недополучат поступления налогов.
Акцизный налог является косвенным налогом, который в цене платят потребители топлива и является источником наполнения Дорожного фонда, из которого финансируется строительство и ремонт дорог. Дорожное покрытие изнашивается от использования автомобильным транспортом, независимо от вида топлива, которым он заправляется. Соответственно налоговая нагрузка в виде акцизного налога на топливо должна быть справедливо распределена между различными видами моторных топлив.
К сожалению, в Украине до сих пор не вступил в силу Технический регламент, определяющий химический состав сжиженного газа автомобильного и газа для коммунально-бытовых нужд. Отсутствие в органе рыночного надзора материальных и технических возможностей по проверке фактических физико-химических показателей сжиженного газа позволяет недобросовестным АГЗС / АГЗП (даже после вступления в силу технического регламента) продавать вместо СУГ сжиженный газ для коммунально-бытовых нужд. Такой газ является более дешевым, но содержит серу, которая является вредной для экологии и для двигателей автомобилем.
НАУ призывает не допустить ухудшения ситуации на нефтегазовом рынке страны и поддержать законопроект от 15.09.2020 г. № 4098, предусматривающий сбалансирование ставок акцизного налога на бензин и сжиженный газ на уровне 139,5 евро /1000 л.
В НАУ уверены, балансировка акцизных ставок позволит остановить рост объемов потребления сжиженного газа, повысит энергонезависимость страны, будет способствовать развитию добросовестной конкуренции на топливном рынке, а также позволит наполнить бюджет Дорожного фонда дополнительными поступлениями акцизного налога, соответственно увеличит источники финансирования строительства и ремонта дорог.
Также принятие этого законопроекта увеличит поступления акцизного налога в бюджет на миллиарды гривен, что позволит их направить на создание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов в стране, которые крайне необходимы во избежание дефицита топлива при любых непредвиденных обстоятельствах, связанных с нефтепродуктообеспечением страны.