НАУ за сбалансированные ставки акцизного налога на топливо

Вторник, 20 Окт 2020

НАУ за сбалансированные ставки акцизного налога на топливо

НАУ за сбалансированные ставки акцизного налога на топливо

Нефтегазовая Ассоциация Украины (НАУ) считает, что структура потребления моторных топлив в Украине нуждается в коррекции для максимального использования нефтеперерабатывающих мощностей, выравнивания торгового баланса и увеличения налоговых поступлений. Недавно по этому поводу Ассоциация обратилась в Комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики с просьбой поддержать законодательные инициативы, которые справедливо сбалансируют ставки акцизного налога на различные виды моторных топлив.

В Ассоциации отметили, в Украине ставка акцизного налога на бензин в 4 раза превышает ставку акцизного налога на сжиженный углеводородный газ (СУГ). Такой подход привел к существенному дисбалансу структуры потребления моторных топлив в Украине, и как следствие увеличил степень импортозависимости страны.

Низкая ставка акцизного налога на СУГ позволяет формировать на такой вид топлива достаточно низкие розничные цены для потребителей по сравнению с розничными ценами на бензин и дизельное топливо (ДТ). Это не естественно изменило пропорцию потребления: резко увеличились объемы потребления сжиженного газа и, соответственно, уменьшились объемы потребления моторных бензинов. Например, объемы потребления моторных бензинов в 2013 году составляли 4 млн. т/год, в 2019 году — 1,9 млн. т/год, а объемы потребления СУГ в 2019 году уже на уровне 2,0 млн. т/год. Сейчас по данным экспертов топливного рынка Украина является лидером в мире по объемам потребления сжиженного газа. Тенденция к увеличению объемов потребления СУГ и уменьшению объемов потребления бензинов продолжается и в 2020 году. Это, в свою очередь, не способствует энергонезависимости Украины, поскольку 80% сжиженного газа в Украину импортируется.

Отметим, что даже в долгосрочной перспективе национальные производители имеют возможности наращивания объемов производства СУГ не больше, чем до 30% объемов потребления.

По всей стране продолжает работать большое количество автогазозаправочных пунктов, грубо нарушающих градостроительное, противопожарное и другие законодательства, которые осуществляют розничную торговлю сжиженным газом (пропан-бутановой смесью). Деятельность таких АГЗП (АЗС) приводит к усилению недобросовестной конкуренции на рынке, что ставит честных игроков рынка в дискриминационное положение, наносит им существенный вред и снижает их конкурентоспособность, поскольку снижаются объемы их реализации (а это, в свою очередь, приводит и к уменьшению суммы уплаченных ими в бюджет налогов). Такие АГЗП создают потенциальные факторы техногенной и экологической опасности для жизни и здоровья граждан, имущества и инфраструктуры населенных пунктов, местные и государственный бюджет недополучат поступления налогов.

Акцизный налог является косвенным налогом, который в цене платят потребители топлива и является источником наполнения Дорожного фонда, из которого финансируется строительство и ремонт дорог. Дорожное покрытие изнашивается от использования автомобильным транспортом, независимо от вида топлива, которым он заправляется. Соответственно налоговая нагрузка в виде акцизного налога на топливо должна быть справедливо распределена между различными видами моторных топлив.

К сожалению, в Украине до сих пор не вступил в силу Технический регламент, определяющий химический состав сжиженного газа автомобильного и газа для коммунально-бытовых нужд. Отсутствие в органе рыночного надзора материальных и технических возможностей по проверке фактических физико-химических показателей сжиженного газа позволяет недобросовестным АГЗС / АГЗП (даже после вступления в силу технического регламента) продавать вместо СУГ сжиженный газ для коммунально-бытовых нужд. Такой газ является более дешевым, но содержит серу, которая является вредной для экологии и для двигателей автомобилем.

НАУ призывает не допустить ухудшения ситуации на нефтегазовом рынке страны и поддержать законопроект от 15.09.2020 г. № 4098, предусматривающий сбалансирование ставок акцизного налога на бензин и сжиженный газ на уровне 139,5 евро /1000 л.

В НАУ уверены, балансировка акцизных ставок позволит остановить рост объемов потребления сжиженного газа, повысит энергонезависимость страны, будет способствовать развитию добросовестной конкуренции на топливном рынке, а также позволит наполнить бюджет Дорожного фонда дополнительными поступлениями акцизного налога, соответственно увеличит источники финансирования строительства и ремонта дорог.

Также принятие этого законопроекта увеличит поступления акцизного налога в бюджет на миллиарды гривен, что позволит их направить на создание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов в стране, которые крайне необходимы во избежание дефицита топлива при любых непредвиденных обстоятельствах, связанных с нефтепродуктообеспечением страны.

добавьте свой комментарий