5 шагов для очищения рынка топлива от «тени»

Понедельник, 19 Июл 2021

5 шагов для очищения рынка топлива от «тени»

5 шагов для очищения рынка топлива от «тени»

На топливном рынке Украины разрастается кризис. Каждый 5-й литр бензина в стране —фальсификат, 40% рынка участвует в налоговых «скрутках», а «серые» АЗС продают некачественное топливо, уклоняются от уплаты налогов и создают угрозу жизни и здоровью людей.

Президент Нефтегазовой Ассоциации Украины (НАУ) Неля Привалова убеждена: «Если проблему засилья „теневого“ рынка топлива не решать сейчас, государство и дальше будет терять по 20 миллиардов гривен поступлений в год, что соответственно ударит по карману всех украинцев».

В НАУ считают, для ликвидации нелегального сегмента на топливном рынке, необходимо предпринять следующие 5 шагов:

Вести акциз на растворители

Мини-НПЗ ввозят в страну десятки тысяч тонн веществ, не облагаемых акцизом, которые смешиваются с топливом ради экономии. Чтобы это пресечь, в НАУ считают правильным введение в подакцизную группу всех смесей, которые называют общим словом «растворители». Все они являются товарами двойного назначения, т.е. могут быть использованы как по прямому назначению, например, для лакокрасочной промышленности, так и в виде октаноповышающих присадок для нефтепродуктов. Таким образом появится возможность и больше инструментов для контроля, а за махинации можно будет привлекать к ответственности.

Публичность информации об уплаченных налогах каждым участником рынка

Это будет очень показательно, если несколько компаний с одинаковой сетью АЗС, приблизительно одинаковым уровнем самих АЗС, покажут суммы уплаченных налогов той или иной станцией. Эти суммы точно не могут отличаться в 100 раз, и даже в 10 раз. Они могут отличаться на несколько процентов, потому что у каждого своя особенность бизнес-модели. Такая публичная информация помогла бы обществу понять, кто в этом бизнесе какой уровень социальной ответственности несет.

Полноценно использовать СЭАРТ и счетчики уровнемеры и расходомеры.

Полноценное использование уже имеющихся системы электронного администрирования реализации топлива (СЭАРТ) и счетчиков уровнемеров и расходомеров на топливных резервуарах позволяют в реальном времени видеть абсолютно все транзакции с топливом. Эти системы находятся в Налоговой, данные предоставляют участники рынка, для разных данных есть свои сроки и условия подачи. Возможно, стоит дать доступ к этой системе и правоохранительным органам, особенно тем подразделениям, которые борются с нелегальным оборотом подакцизных товаров. Тогда они могли бы пользоваться этой аналитикой, видеть, где появляются «аномалии», и сразу давать запросы.

Снять мораторий на внеплановые фактические проверки

Мораторий был введен в 2020 году в связи с пандемией коронавируса. Тогда внимание контролирующих органов было отвлечено от нелегального сегмента на топливном рынке. Однако проблемы на рынке стремительно разрастались.

В НАУ мы убеждены, что мораториев на проверки всего, что касается подакцизной группы и НДС, априори вводить нельзя. В течение 2021 года мы пытаемся реанимировать процесс борьбы с нелегальным сегментом, но несмотря на красивые отчеты органов власти в СМИ, очищения рынка от «серого» сегмента не происходит

Аннулировать лицензии, незаконно полученные «серыми» точками

Стоит также отметить, что на сегодняшний день в Украине работает около 600-800 «серых» АЗС. Эти объекты по непонятным причинам получили лицензии, не будучи нормально спроектированными и введенными в эксплуатацию с соблюдением всех нормативных требований. По сути, эти объекты по-прежнему остаются теми же «подзаборными бочками». Власти имеют законные инструменты, чтобы провести инвентаризацию всех документов, которые «серые АЗС» подавали на получение лицензии. В случае выявления нарушений есть прямые нормы закона, позволяющие аннулировать эти лицензии. Надо применить санкции к тем, кто обманул государство.

В НАУ мы уверены, что ликвидация нелегального сегмента топливного рынка создаст равные конкурентные условия ведения бизнеса, позволит снизить цены для потребителей и увеличить поступления в бюджеты страны, в том числе для строительства дорог, нужд обороны и медицины.

добавьте свой комментарий